Примечание редактора: Серик Коржумбаев, специальный комментатор CGTN, является главным редактором казахстанской газеты "Деловой Казахстан" и генеральным директором Business Media Group, в которую входит информационное агентство DKNEWS.KZ. Статья отражает мнение автора и не обязательно совпадает с мнением CGTN.
С началом второго саммита Китай-Центральная Азия в Астане (Казахстан), взаимосвязанность становится центром региональной трансформации. В рамках инициативы «Один пояс-один путь» инвестиции и сотрудничество Китая в строительстве транспортной инфраструктуры стали важнейшим катализатором экономической интеграции, упрощения торговли и обмена между жителями в Центральной Азии. Исторически не имеющая выхода к морю и раздробленная пересеченной местностью, Центральная Азия долгое время боролась с неэффективностью транспортировки.
В то время как такие страны, как Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан, в значительной степени зависят от железных дорог, автодорог и трубопроводов для экспорта товаров, большая часть этой инфраструктуры восходит к советским временам и остается недостаточно развитой. Плохая взаимосвязанность повышает торговые издержки, ограничивает конкурентоспособность и препятствует региональной интеграции.
Именно здесь «Пояс и Путь» имеет стратегическое значение. За последнее десятилетие Китай в партнерстве с правительствами стран Центральной Азии модернизировал важнейшие транспортные коридоры, создав "Новый шелковый путь" через степь. Наиболее ярким проектом является долгожданная железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан, соглашение о строительстве которой было подписано в 2024 году после многолетних переговоров. Эта линия сократит путь между Китаем и Европой на 900 километров, резко сократив время и затраты.
Крупные инвестиции также были направлены на модернизацию дорожных сетей и логистических центров. Казахстан, ключевой игрок «Пояса и Пути» стал континентальным мостом благодаря развитию сухого порта Хоргос на границе Китая и Казахстана, где китайские товары транзитом по железной дороге попадают в Европу. Грузовой маршрут Алматы-Сиань, соединяющий исторический город Сиань на северо-западе Китая с бывшей столицей Казахстана Алматы, теперь является жизненно важной артерией для торговли между Востоком и Западом. Региональная отрасль авиаперевозок грузов также расширяется: новые маршруты соединяют Ханчжоу на востоке Китая с городами Центральной Азии, поддерживая как традиционный экспорт, так и бурно развивающуюся электронную торговлю.
Помимо бетона и стали, сегодня связь включает в себя цифровые и "зеленые" аспекты. Понимая это, Китай и пять стран Центральной Азии совместно инвестируют в оптоволоконные сети и трансграничную инфраструктуру передачи данных, чтобы обеспечить новое поколение цифровой торговли.
Китайская философия "зеленого" развития набирает обороты в регионе. Солнечная электростанция мощностью 100 МВт в Намангане на востоке Узбекистана, построенная при поддержке Китая, уже работает. В Казахстане ветряные и гидроэлектростанции, построенные при поддержке Китая, обеспечивают энергией тысячи домов, помогая стране перейти к устойчивой энергетической модели. Эти инициативы соответствуют глобальным климатическим целям, а также снижают долгосрочные затраты на инфраструктуру.
Политическая и институциональная взаимосвязь
Одной инфраструктуры недостаточно; не менее важны согласование политики и институциональные рамки. Запуск Секретариата Китай-Центральная Азия в 2024 году и создание более 10 механизмов диалога на уровне министров обеспечивают важные координационные платформы.
Например, через эти каналы разрабатываются гармонизация таможенных процедур, упрощение пограничных процедур и единые стандарты логистики. Эти усилия являются зеркальным отражением соединяемости по образцу ЕС, адаптированной к специфическим вызовам Евразии.
Инфраструктура позволяет не только перемещать товары. Она способствует культурному обмену и туризму. Соглашения о взаимном освобождении от виз, подписанные между Китаем, Казахстаном и Узбекистаном, уже вызвали туристический бум. Запуск культурного поезда Сиань-Алматы наглядно демонстрирует, как транспорт может способствовать углублению взаимопонимания между странами.
Какие инновации могут внедрить Китай и Центральная Азия? Государственно-частное партнерство, интеллектуальные транспортные системы и "зеленые" инструменты финансирования открывают новые интересные возможности. Использование искусственного интеллекта для управления грузовой логистикой, блокчейна для таможенного оформления и спутниковых данных для мониторинга эффективности инфраструктуры - это новые возможности.
Успех Китая в создании интеллектуальной инфраструктуры у себя дома может быть использован для поддержки аналогичных проектов за рубежом. В то же время страны Центральной Азии должны принимать активное участие в формировании этих проектов в соответствии с местными потребностями, обеспечивая устойчивое и инклюзивное развитие.
Впереди нас ждет совместное путешествие
Инфраструктурная дипломатия Китая в Центральной Азии — это не только строительство дорог или железных дорог. Это укрепление доверия, разблокирование роста и связывание будущего. Во все более раздробленном мире такие модели сотрудничества дают надежду. По мере того, как разворачивается второй саммит Китай-Центральная Азия, все взгляды будут устремлены на Астану. Там лидеры не только подведут итоги прогресса, но и наметят курс для еще более взаимосвязанного, устойчивого и процветающего региона.
Путь может быть долгим, но основы закладываются сегодня — сталь за сталью, колея за колеей, идея за идеей.
Источник: CGTN