Проект строительства железной дороги "Китай-Кыргызстан-Узбекистан" представляет собой важную стратегическую инициативу, направленную на развитие транспортной инфраструктуры в Евразии.
По данным ГП «НК «Кыргыз темир жолу», этот железнодорожный коридор позволит ускорить перевозку грузов из Китая на Ближний Восток и в Европу, а также снизить транспортные издержки.
Маршрут Торугарт – Арпа – Кош-Добо – Макмал – Джалал-Абад сократит время доставки грузов на 7–8 дней и уменьшит расстояние на 900 километров. Длина железнодорожного участка в пределах Кыргызстана составляет в общей сложности 304,94 километра. На маршруте предусмотрено строительство 20 станций, 42 мостов и 25 тоннелей.
28 сентября 2024 года состоялось официальное открытие ОсОО «Железнодорожная компания «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Эта компания была создана железнодорожными администрациями Кыргызстана, Китая и Узбекистана для реализации проекта на основе модели ВОТ (строительство – эксплуатация – передача).
20 декабря 2024 года в здании администрации президента КР «Ынтымак-Ордо» прошла церемония подписания инвестиционного соглашения между кабинетом министров КР и ОсОО «Железнодорожная компания «Китай-Кыргызстан-Узбекистан».
27 декабря 2024 года президент Садыр Жапаров дал старт началу строительства железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан.
Проект укрепит интеграцию стран Центральной Азии и внесет вклад в развитие Кыргызстана как международного транспортного хаба.