IMG-LOGO
 
Главная Политика Геополитика или экономика: плюсы и минусы формата Центральная Азия +1 (часть 1)

Геополитика или экономика: плюсы и минусы формата Центральная Азия +1 (часть 1)

16:15, 29 октября 2025 Политика 114 0 2 2
IMG

Формат С5+1 за последние годы стал практически мировым трендом. Сегодня для взаимодействия со странами ЦА его используют Евросоюз, США, Китай, Япония, Россия, Германия, Италия и другие страны. Экономическую перспективность и потенциальные риски формата обсудили участники круглого стола: «Геополитика или экономика: плюсы и минусы формата Центральная Азия +1», организованного ЦЭИ «Ой Ордо».

Как отметил директор Центра, политолог ИГОРЬ ШЕСТАКОВ, в последние годы наблюдаетсязапредельный интерес к Центральной Азии со стороны ключевых геополитических игроков. Только в этом году главы государств пятеркивстречались с ЕС, Китаем и Россией. Не исключает эксперт, что до конца года может состоятьсявстреча и с президентом США Дональдом Трампом.

- В условиях мировой турбулентности формат 5+1 более конкретен и детален, что дает возможность гораздо быстрее решать, те или иные задачи в плане экономического сотрудничества. К примеру, идея создания банка развития ШОС была озвучена в Бишкеке еще в 2008 году, и только сейчас попрошествии почти 20 лет этот вопрос стал решаться. Страны-участницы Шанхайскойорганизации наконец-то вышли на подписание соответствующих договоренностей о намерениях по созданию этой финансовой структуры, без которой сложно себе представить реализацию крупных инвестиционных проектов. А в рамках пятерки эти процессы будут происходить быстрее, - поделился своим видением спикер.

В тоже время, по его словам, Брюссель и Вашингтон совершают в данном направлении противоречивые действия, громко заявляя о перспективах сотрудничества и проявляя особый интерес к редкоземельным металлам, в то же времяЕС грозит региону вторичными санкциями. О чем недавно с трибуны ООН и заявлял президент Садыр Жапаров.

- Он приводил миллиардные показатели товарооборота между Россией и ЕС, и в тоже время два наших банка «Керемет» и «Капитал» попали в санкционные списки Запада. Президент Кыргызстана отметил отсутствие элементарных доказательств того, что эти банки финансировали военные проекты Москвы, однако ущерб международному имиджу Кыргызстана был нанесен, что также рискует подорвать доверие к стране со стороны глобальных финансовых институтов, включая Всемирный банк, ЕБРР и МВФ. Что в итоге может  привести к усилению политического давления Запада на Бишкек, включая раскрытие финансовых данных, а также ужесточение процедур контроля банковскихопераций в ущерб традиционному сотрудничеству с Москвой, - отметил И. Шестаков.

Он обратил внимание, что достаточно широко в медийном пространстве освещался саммит, который проходил на прошлой неделе в Душанбе, где президент РФ Владимир Путин провел встречу с президентами стран Центральной Азии.

На саммите было много сказано о перспективах сотрудничества между странами нашего региона и Россией, и это подтверждает тот факт, что Москва по-прежнему играет важную роль в нашем регионе, что было отмечено и президентами стран ЦА. Один из результатов – это развитие сотрудничества в области энергообеспечения и энергетической безопасности, а также создания новых транспортных коридоров и наращивания товарооборота, который на данный момент составляет более $40 млрд. Большую роль здесь сыграли антироссийские санкции, они как раз выступили драйвером повышения товарооборота и интенсификации деловой активности. Как показала эта встреча в Душанбе, санкции не отбросили Москву куда-то на геополитическую периферию, а наоборот открыли много новых перспектив, - подчеркнул эксперт.

Он также отметил, что в обозримой перспективе центральноазиатская пятерка может стать шестеркой.

- Сейчас много говорится о том, что к пятерке может присоединиться Азербайджан. И это реальная перспектива, тем более, что Баку в последние годы демонстрирует высокуюактивность в Центральной Азии. Это касается,прежде всего, экономических проектов и транспортной логистики. Поэтому не исключено, что уже в следующем году будет новый формат – 6+1. Однако, на мой взгляд, идеальный для нас формат, это Центральноазиатский Союз, над созданием которого работа ведется уже много лет. Мне кажется, этот формат может в большей степени соответствовать национальным интересам стран региона, где суверенитет государств первичен, и, исходя из этих условий, могут далее заключаться договоры и соглашения, связанные привлечением крупных инвестиций и кредитов в экономику Центральной Азии, - добавил И. Шестаков.

Комментируя итоги саммита ЦА + Россия, военный эксперт НУРЛАН ДОСАЛИЕВ обратил внимание, что на повестку встречи в Душанбе были вынесены три основных вопроса – это безопасность, устойчивое развитие и достижение благополучия центральноазиатских республик совместно с Российской Федерацией.

- Не случайно президенты на первое место поставили именно безопасность. Потому что это ключевой тезис сегодняшнего дня. Это даже не наши установки. Дело в том, что в странах коллективного Запада, включая США, высокопоставленные чиновники Госдепа, Пентагона и т.п. структур говорят о том, что мир погружается в третью мировую войну, т.е. она уже идет. Поэтому мы должны оценивать текущую ситуацию, а также все наши планы и прожекты на развитие экономики, благополучия и прочее, исходя из этих реалий, - отметил спикер.

При этом он обратил внимание, что именно в дни саммита в Душанбе некоторые силы пытались сместить официальную власть в Афганистане.

- Талибан принял беспрецедентные меры безопасности, отключили интернет. Хотя все думают о талибах, как об отсталом архаичном строе, они очень грамотно провели свои мероприятия по безопасности. К ним должна была десантироваться военная группа одной из стран НАТО, но талибы успешно купировали эту угрозу. У них несколько дней не работал госаппарат, всебыло закрыто – драконовские меры приняли, но спасли у себя ситуацию. И то, что эти события происходили в дни саммита, дает основания говорить о том, что они были организованы как раз в пику нашим мероприятиям. И уже в отместку за то, что талибам удалось купировать ситуацию, и десант НАТО потерпел неудачу, была спровоцирована вспышка боевых действий на линии Дюранда между Афганистаном и Пакистаном. Сейчас мы наблюдаем бомбардировки Кабула. Это говорит о том, что наш регион под прицелом. И главная наша задача это обеспечение сначала военной безопасности, а потом по всем вот этим направлениям, в том числе энергетической, водной и т.д. В противном случае все  наши прожекты обречены на неудачу. Сначала безопасность, потом все остальное, - подчеркнул эксперт.

Цитируя западных аналитиков, он отметил, что Средняя Азия это ключ доступа к «ахиллесовой пят» Российской Федерации.

- Наш регион давно называют мягким подбрюшьем России, и в этом вооруженном противостоянии Запад ищет выходы к уязвимым точкам в системе обороны и безопасности, причем, как России, так и Китая, потому что именно наш регион находится в точке приложения разных сил. По России понятно, это выход на Урал, Каспий, Сибирь и т.д. Что касается Китая, там самый уязвимый с точки зрения безопасности район – это СУАР, который прилегает непосредственно к нам. В Тихоокеанском регионе театр боевых действий обладает совершенно иными характеристиками, там совсем другие механизмы действуют. Но главная точка приложения усилий со стороны коллективного запада расположена именно здесь.

Именно через Среднюю Азию Запад пытается нанести удар по таким структурам, как ОДКБ, СНГ, ШОС и в том числе БРИКС, поэтому эти страны,которые только вошли в эти объединения в качестве наблюдателей – Индия, Пакистан, Иран подвергаются сейчас бомбардировкам. Только в начале года мы говорили о транспортном коридоре с Китаем в сторону Ирана и дальше на север в Европу через Россию, как тут же произошел мощнейший теракт в порту Бендер Аббас.

Это политика, которая продолжается специальными методами, поэтому надо здраво оценивать ситуацию, которая складывается. Что значит наш среднеазиатский регион – это регион, который обеспечивает транспортную связанность России с Китаем и Ираном – главными союзниками РФ в нынешних сложившихся условиях. Этот треугольник и мы в средине него. Как говорил Бисмарк, география это приговор, поэтому мы вынуждены учитывать все эти вещи.

Второе Центральная или Средняя Азия? Наш регион – это часть мировых логистических узлов,мы ей остановимся. И более того впереди перед нами маячит перспектива стать одним из главных мировых хабов. Это все проистекает из складывающейся ситуации с транспортными коридорами, логистическими маршрутами, о которых всем известно. Но ведь самое главное, более 70 лет назад на западе был принят документ,который разработан их главной геополитической структурой, которая и с Пентагоном, и с НАТО. В документе наша тогда еще советская Средняя Азия была названа хартлендом. Это тогда еще было принято – в эпоху холодной войны, почему мы об этом забываем? Мы так и остались этим хартлендом, и там четко прописано во всех этих стратегических документах западной цивилизации сегодняшнего дня, кто владеет хартлендом, тот владеет миром. Срединные земли или центр мира – это мы с вами, и никуда мы от этого не денемся, поэтому я еще в прошлом году, когда мы обсуждали вопросы безопасности, говорил, что координаты всех наших столиц – Бишкека – тогда еще Фрунзе, Алматы, Ашхабада, Душанбе и Ташкента – были введены в боеголовки наведения баллистических ядерных ракет. Советский союз разрушился, но наши столицы так и не выведены из расчетов наведения ядерных ракет США. Т.е. мы не перестали быть для них мишенью.

Само понятие Центральная Азия было введено в научную, а затем в политическую терминологию буквально в начале 90-х годов с распадом Советского союза. Это американская геополитическая школа, но мы дружно натянули на себя это название и стали гордо называться Центральной Азией. Но это название предполагает наши пять страны плюс Афганистан и другие территории, которые искусственно привязали к нашему региону. Афганистан – это геополитическая дыра, созданная англосаксами запоследние 40 лет, и мы добровольно натягиваем на себя это отрицательные воздействие, связанное с этой геополитической дырой. А зачем? Давайте все-таки отстаивать себя, наши пять республик – это Средняя Азия, о чем и наши президенты говорят.

Теперь в наш регион включили не только часть Монголии, Алтай, приалтайские земли, но и Азербайджан. Азербайджан исторически входит в нашу дружескую семью народов, но не по этим американским лекалам, чтобы он был Центральной Азией. Даже когда ученые Азербайджана выступали, удивлялись этому факту – как так, Азербайджан был часть Кавказа, а теперь стал Центральной Азией. Это смешно, но Госдеп объявил это.

Сама постановка заключается в том, что наша Средняя Азия сейчас находится в таком состоянии преткновения, западная коалиция пытается определить инструментарий, как и что с нами делать сейчас. Поэтому с одной стороны они с нами заигрывают предлагают какие-то экономические, финансовые и прочие положительные проекты, а с другой стороны – санкции, нас бьют по рукам, о чем наши президенты говорят.

Сейчас весь силовой инструментарий Запада занят на Украине, где они воюют с Россией. Об этом нужно говорить прямо и открыто. А здесь у них остался один инструментарий, он называется международные террористические организации. Поэтому, если республики Средней Азии пойдут своим путем, который им выгоден,  – путем стабильности безопасности и развития, что и провозгласили наши президенты, то к нам обязательно, хотим мы этого или не хотим, обязательно применят этот инструментарий терроризм. И нам нужно быть готовым к этому.

Что касается ОТГ. Когда здесь в Средней Азии у нас на территории всех наших пяти республик несколько тысяч людей назад родились несколько очагов человеческой цивилизации, Европы еще не было, США вообще не было, и Турции не было. Почему сейчас нас заставляют думать по их лекалам и вступать в какую-то непонятную организацию? Почему мы сами не можем сорганизоваться? Почему мы сами не можем создать цельный народный механизм для регулирования использования наших водных ресурсов, полезных ископаемых, обеспечениянаших границ, как это было раньше. Ведь нас специально разделили, дали деньги, чтобы поставить колючую проволоку, и сейчас на европейские деньги мы охраняем друг от другаграницы, которых никогда не было, смотрим друг на друга через прицел автомата. Вот до чего дошло, и нас искусно продолжают разделять, чтобы мы не представляли единое целое единую площадку. Слава богу, что наши президенты сейчас принимают важные основополагающие документы. Этот саммит еще войдет в историю. Запад сейчас прекрасно видит эту ситуацию и будет противодействовать нашему сближению.

Что я еще хочу сказать про ОТГ. Дело в том, что сам термин «тюркоязычный» тоже искусственный, так же как и термин Центральная Азия. В начале 20-го века он искусственно был введен в научный оборот голландским политологом Томпсоном. Его никогда не было в лексиконе наших народов. Словом тюрк мы обозначаем только граждан Турции. Спросите любого казаха, узбека, кыргыза – ты тюрк? Он ответит – нет. От этого и надо отталкиваться. Мы последователи гуннской цивилизации, мы прямые наследники гуннов, которые, в общем-то, и образовали это евразийское пространство. Я думаю что, в рамках своего региона мы можем сами совместными усилиями без ОТГ и других посторонних нашептывателейвопросы нашей безопасности и обороны, водно-энергетического комплекса и т.д.  

И еще один момент, согласно открытым источникам информации, специальная служба ООН говорит о том, что в течение 5-6 лет к нам в регион хлынет огромная волна климатических беженцев, т.к. уже сейчас многие регионы испытывают острый дефицит водных ресурсов. Это нижние районы – Афганистан, Пакистан, арабская зона. Об этом мало, кто говорит, но происходящие там природные процессы приведут к тому, что люди будут вынуждены покидать свои территории в поисках мест, пригодных для жизни, и прежде всего, в нашем регионе. Для нас это будет серьезной проблемой, к которой нужно готовиться уже сейчас, в том числе пополнять государственные мат резервы. Мы должны вспомнить, что в сложных ситуациях, как например, во время пандемии ковида, к нам на помощь всегда приходят наши ближайшие соседи – Казахстан, Россия, Узбекистан. Поэтому строить свои прожекты, и принимать решения о степени и качестве участия в тех или иных международных структурах и форматах мы должны, исходя из этих реалий и здравого смысла, - добавил Н. Досалиев.

 

Ваша оценка:
Поделиться:

Оставить комментарий